Томура Нобуёси
"Айкидо. Этикет и передача традиции"
Часть VI
Начинающие
|
Пока новичок представляется для того, чтобы записаться в додзё, преподаватель должен успеть изучить его лицо, его речь, его осанку и манеру одеваться. Нужно выяснить, почему он хочет заниматься айкидо, намерен ли он тренироваться долго и регулярно, сможет ли он безболезненно войти в уже сложившуюся группу других учеников. Желательно устраивать такой маленький экзамен до того, как принимать нового ученика. Считать учеником первого встречного только по той причине, что он уплатил вступительный взнос, это весьма мелочное поведение, совершенно непростительное человеку, который ведет по пути других. Прежде чем позволить новичку попасть в додзё, необходимо объяснить ему, как нужно носить кэйкоги, как её правильно складывать, как вести себя, когда входишь или выходишь из додзё, как приветствовать своего преподавателя, своих сэмпаев и своих партнёров. Очень важно, чтобы преподаватель представил новичка другим ученикам. Только после того, как новичка представят старшим ученикам додзё, он допускается в группу и к нему в первый раз относятся как к ученику, который является частью додзё. В наши дни, вопросы приёма решает секретариат клуба. И всё же секретариат должен заниматься лишь административной стороной дела, в то время как право принятия решения (по крайней мере, относительно того, что касается непосредственно обучения) должно целиком находиться в руках преподавателя. Совершенно невозможно практиковать будо в додзё, где новички выходят на татами, не представляясь преподавателю, а старшие ученики ведут себя так, как будто это не имеет к ним никакого отношения. Необходимо, чтобы новичок начинал занятия айкидо с изучения того, что составляет основу практики, - с тай но хэнка, укэми и т. п. С новичком нужно обращаться терпеливо, внимательно, с добротой и тактом, постепенно подводя его к более интенсивной практике, так чтобы он в конечном счете смог уловить природу и смысл айкидо. Начиная заниматься чем-то новым, никто особенно не знает, что нужно делать, и каждый чувствует себя несколько потерянным. Именно инструктор должен помочь новичку избежать этого. Одиноко стоящий на краю ковра новичок - это свидетельство того, что обучение старших учеников было неправильным. Они не сумели сохранить гармонию человеческих отношений в рамках занятий. Они не обращают внимания на чувства своих партнеров. Инструктор должен создать такую рабочую атмосферу, чтобы даже в его отсутствие более продвинутые ученики были более внимательны и действовали в соответствующем духе. Такое обучение должно проводиться всегда. И действительно, подобная атмосфера должна установиться и поддерживаться в додзё без вмешательства со стороны. Совершенно необходимо, чтобы каждый осознавал и на практике придерживался этих основных принципов поведения. Новичок сможет без особых усилий войти в состав коллектива в додзё, где царит дружеская атмосфера.
По материалам книги Тамура Нобуёси:
"Айкидо. Этикет и передача традиции". София, 2002.