Информация к новости
  • Просмотров: 10054
  • Автор: Vadim
  • Дата: 26 апр 2007
26 апр 2007

Полезная литература. Айкидо. Этикет и передача традиции. Часть IV

Категория: Литература по Айкидо

Томура Нобуёси

"Айкидо. Этикет и передача традиции"

Часть IV

Места и методы тренировки



Обычно будо практикуют в додзё; однако им вполне можно заниматься и в других местах, например, в жилом доме, в поле, в лесу, на берегу моря или на снегу. Практика айкидо - это ежеминутная аскеза, поскольку повседневная деятельность воспринимается как изучение и применение принципов айкидо. Совершенно бесполезно искать сложности - достаточно расслабить плечи, сохранять ки в сэйка тандэн (сэйка-но-иттэн) и принять правильную осанку.

Зал для занятий


айкидо. додзё

Место, где изучающие айкидо тренируются под руководством инструктора, называется додзе. Это название, согласно традиции боевых искусств, произошло от буддийского названия зала, где монахи упражняются в медитации, концентрации, дыхании и так далее.

Обычно додзе состоит из следующих элементов:

1. Пространство, отведенное под офис, где хранится информация о студентах, корреспонденция и т. д.

Здесь обычно размещается:

а) нафуда какэ - доска с именами, на которой перечислены имена посещающих зал в соответствии с их разрядом;

б) доска объявлений...

2. Место, где сидят посетители, зрители, пресса и т. д., обычно размещается по сторонам мата - верхней (дзесеки) и нижней (симосеки) (см. рисунок).

3. Раздевалка и душевая.

4. Пространство, устланное тренировочным матом.

Татами

Пространство, на котором проходят занятия по айкидо, должно иметь ровную и эластичную поверхность, достаточно мягкую для того, чтобы смягчить кувырки и падения, и в то же время достаточно твердую, чтобы не повредить ноги и не воспрепятствовать быстрым и текучим движениям, являющимся основой айкидо.

В Японии это пространство покрывается некоторым количеством традиционных татами - матов, изготовленных из рисовой соломы (токо), сена, камыша (и-омотэ), которые иногда обтягивают холстом. Несколько таких татами, уложенных сверху одно на другое, создают очень ровную поверхность. Часто их укладывают на раму, состоящую из деревянных планок и натянутой стальной проволоки, что еще больше увеличивает природную эластичность татами.

В западных странах, где настоящий татами порой достать очень трудно, необходимую ровную и эластичную поверхность можно обеспечить, используя борцовские маты, пено-резиновые ковры и другие имеющиеся в наличии материалы. Обычно подобные маты обтягивают брезентом и укладывают на упругую деревянную платформу, которая, в свою очередь, опирается на бетонное основание. Как правило, пространство для занятий имеет прямоугольную или квадратную форму, а его части имеют названия в соответствии с принятым в данном додзе этикетом.

Главная часть мата, являющаяся центральной точкой всего додзё, называется «верхним местом» или камидза (дзёдза). Там размещаются инструкторы, почетные гости и, во время специальных совещаний, должностные лица додзё. Обычно это место можно узнать, потому что там традиционно находится портрет Мастера Уэсибы или на стене в рамке висит - образец каллиграфии философского содержания.

В Японии на камидза также располагается помост, где на видном месте выставлена специальная эмблема зала, а также мечи, церемониальный барабан, манускрипты и т. д.

Напротив камидза размещается часть зала, называемая «нижнее место», или симодза. Это место, где располагаются ученики. Оттуда они слушают наставления инструктора. Обычно ученики усаживаются в порядке, определяемом их разрядом. При этом более продвинутые ученики садятся с верхней стороны дзёсеки.

Дзёсеки иногда используется инструктором вместо камидза, когда его во время церемоний занимают почетные гости.

С правой стороны от камидза находится часть мата, называемая «нижняя сторона» (симосеки), где располагаются ученики, если их инструктор сидит на дзёсеки.

Техники айкидо не противопоставляются силе противника, то же самое происходит и в ментальном плане. Начинайте с того, что вы можете делать...

Айкидо можно практиковать за столом, во время ходьбы, на работе, в туалете... И даже когда вы спите. Если ваше положение и дыхание правильны, то вы просто не сможете плохо спать.

Когда вы не знаете, как поступить, нужно мысленно обратиться к мастеру, которого вы уважаете, или к Богу и отождествиться с ними. Например, если О-Сэнсэй является учителем, которого вы уважаете, то вы должны спросить себя: "Что бы я сделал в данном случае, если бы я был О-Сэнсэем?" Ответ придет обязательно, и вам не останется ничего другого, кроме как действовать в том же духе, в каком бы действовал О-Сэнсэй.

Методы занятий

Можно тренироваться в одиночку, вдвоем и группой в несколько человек. Когда вы побуждаете работать своих учеников, то желательно использовать различные методы, чтобы можно было наблюдать и оценивать их продвижение вперёд.

Хитори-гэйко

Когда вы занимаетесь в одиночку, то все, что вам нужно, - это немного времени и свободного пространства. Можно отрабатывать дыхательные упражнения в сочетании с движениями айкидо, субури, танрэн-ути. В лесу, например, партнёрами вам могут послужить деревья.

Приобретайте собственный опыт... Используйте воображение и учитесь...

Иппан-гэйко

Это обычная практика в додзё. Инструктор предлагает какую-нибудь модель, а ученики воспроизводят её. Попытаемся проанализировать более точно такой вид тренировки.

Фуцу-гэйко

Ученики всех уровней работают вместе, попеременно повторяя те техники, которые предлагает инструктор.

Утикоми-гэйко

Это вид тренировки, когда вы работаете с более продвинутым партнёром или с инструктором. Возьмём, например, рётэдори тэнчи нагэ или положение тела для выполнения коси нагэ. Отрабатывая эту технику, ученик останавливает движение на грани падения партнёра, повторяя технику на правую и левую стороны, и делает это непрерывно до тех пор, пока не собьет дыхание. Роль инструктора заключается в том, чтобы помочь ученику развить точность и скорость движений.

Ягайгэйко

    У этого метода имеются следующие преимущества:
  • - он позволяет продвигаться вперед в техническом отношении;
  • - он способствует улучшению дыхания;
  • - он улучшает движения тела;
  • - он улучшает равновесие;
  • - он стабилизирует ки в сэйка тандэн;
  • - он развивает кокю-рёкю.

Хикитатэ-гэйко

Это ещё одна форма тренировки, когда ученики высокого уровня помогают ученикам более низкого уровня. Когда менее продвинутый ученик неэффективно и беспорядочно использует силу, более продвинутый ученик, не блокируя, нейтрализует действие этой силы и не падает. Этот метод направлен на то, чтобы доброжелательно исправлять ошибки и слабые стороны. Когда исполнение движения становится удовлетворительным, необходимо начать падать, но не жестко, а так, чтобы вы могли хорошенько растянуться и расслабиться в процессе работы, и вместе с тем получить удовольствие.

Если вы хорошо падаете, то тем самым создаете условия для лучшего понимания техники и способствуете техническому росту своего партнёра. Если вы работаете с менее продвинутым учеником, то ни в коем случае нельзя подавлять его своим превосходством в силе или знаниях, иначе вы рискуете убить в нем зачатки прогресса. Ученики и кохаи - это наши зеркала. Все наши ошибки и слабые места будут отражаться в их движениях. Поэтому гораздо большее внимание следует уделять исправлению самих себя.

Младшие ученики должны просто следовать советам более старших, чтобы исправлять свои ошибки и становиться лучше.

Ответственность сэмпая или инструктора состоит в том, чтобы направить учеников на путь открытия духа, а не на путь критики "a priori".

Гокаку-гэйко

Эта форма практикуется между людьми равных технических и физических возможностей. Следует избегать обоюдной неприязни, развязности или систематической блокировки. При этом отрабатываются прежде всего малоизученные техники, сложные и представляющие проблемы при исполнении.

Какари-гэйко

Ученики одного уровня поочередно и непрерывно атакуют одного ученика, который повторяет отрабатываемую технику. Так как укэ многочисленны, то они устают меньше, что дает следующие преимущества:

  • - развитие кирёку (сила воли);
  • - хорошее упражнение для развития зрительного восприятия;
  • - развитие чувств.

Дзию-гэйко

Как указывает само название, дзию-гэйко (дзию-свобода), означав свободную практику:

- выбор темы для изучения, свободную работу и учебу.

Дзию-вадза означает свободную технику; то есть практикующий ищет такую технику, которая наилучшим образом соответствовала бы атаке или даже делала ее невозможной. Этот способ тренировки дает свободу передвижений. Смешение понятий дзию-гэйко и дзию-ваза - обычное дело, однако желательно хорошо различать их.

Митори-гэйко

Случается, что физическое состояние препятствует занятиям, и тогда, нечего и говорить, тренировка становится невозможной. Такие моменты нужно использовать для того, чтобы, наблюдая за занятием со стороны, изучать физические и ментальные аспекты техник. Следует использовать своё вынужденное положение наблюдателя для того, чтобы постараться уловить то, что не удается уловить, когда вы вовлечены в процесс физически.

Ягай-гэйко

Тренировка в додзё строится на том, что воспроизводится какая-нибудь реальная ситуация, однако додзё имеет свои ограничения. Поэтому полезно выходить за эти пределы и практиковать на открытом воздухе, приучая глаза, ноги, руки и тело к другому пространству.

Излишне уточнять, что, в отличие от татами, природа неоднородна. На естественном грунте всегда имеются ямы и кочки. Один грунт более скользкий, чем другой, особенно если есть грязь или лед, другой же, такой, как мокрый песок или глина, может налипать на ногах. Густая трава может скрывать помехи. Следует быть очень осторожным в случае твердых грунтов, например, скалистого, каменистого или просто бетона, где легко получить травму.

Поэтому следует приспосабливать свои движения к имеющимся условиям, перемещаясь мелкими шагами и легко скользя ступнями. Наличие уклона, положение солнца, направление ветра, свет и тень, темнота, окружающая растительность, деревья, ветки, чаща - все это элементы, которые нужно принимать в расчёт, определяя выбор выгодной позиции по отношению к противнику. Возьмём, к примеру, хотя бы укэми.

Чтобы приспособить свои укэми к работе вне додзё, необходимо размышлять и экспериментировать.

Выбор оружия должен быть продиктован окружающей обстановкой, и нужно научиться определять критерии, которые влияют на этот выбор.

Вот почему, если вы располагаете временем и у вас есть подходящее место, желательно тренироваться на природе, где, в отличие от додзё, много свободного места и можно дышать чистым и свежим воздухом при свете солнца. Такие упражнения приятны и полезны для тела. Они дают возможность наполнить организм ки неба и ки земли, что позволяет делать занятия более свободными и расслабленными.

Если мы будем заниматься в прекрасном лесу, то соседство огромных деревьев даст нам заряд мощного ки. Природа предоставляет разнообразные возможности для того, чтобы работать в одиночку: субури с кэн или дзё, танрэн ути...

К тому же, например, кумитати вне стен додзё можно практиковать более свободно. Существуют также и другие формы тренировок на природе: ночные тренировки в новолуние и в полнолуние.

Напомним, что Бугэйдзюхаппан (восемнадцать разделов искусства ведения войны) включает в себя также и плавание, что позволяет разрабатывать варианты тренировок в воде.

Заканчивая обзор, хочется добавить, что занятия варьируются в зависимости от времени года. Тренировки в самое жаркое время лета (сётю-гэйко) и в самое холодное время зимы (кан-гэйко) способствуют укреплению тела и духа.

Эцунэн-гэйко - это упражнения, практикуемые в период наступления нового года. Для того чтобы с большей пользой использовать время отпуска, во время гассюку-гэйко живут коммуной.

По материалам книги Тамура Нобуёси: "Айкидо. Этикет и передача традиции". София, 2002.

Архив

Март 2024 (3)
Февраль 2024 (1)
Декабрь 2023 (4)
Ноябрь 2023 (1)
Август 2023 (2)
Май 2023 (2)
^
Московский клуб Айкидо "Сэнкай" приглашает Вас на занятия Айкидо в общих или в мини группах Айкидо. Занятия для детей и взролых. Тренировки Айкидо проводят опытные инструктора. Айкидо на Свиблово; Айкидо Владыкино; Айкидо Багратионовская; Айкидо Речной вокзал; Айкидо Цветной бульвар